9. платон Основа учения Платона - учение об идеях. Как и Парменид, Платон сохраняет различие между тем, что существует по истине, и тем, что не имеет истинного бытия. “Надо различать то что всегда существует и никогда не становится, и то, что всегда становится, но никогда не существует”. Становящийся мир, изменяющийся и, в конечном итоге, гибельный - мир чувственных вещей. В нем мы наблюдаем процессы становления, изменения, движения и др. Он состоит из отдельных, конкретных вещей. Каждая из них смертна. Однако, каждому классу одноименных вещей чувственного мира соответствует в умопостигаемом мире некая вечная, не возникающая и не погибающая причина того, что делает вещь вещью именно этого класса. Эта причина, идея, вид, которая существует реально (“эйдос”). Платон утверждает, что идея обладает объективностью, независимостью от чувств. Это - истинно сущее, это - бытие и это - умопостигаемое. Мир идей - это сверхчувственная причина и образец всех вещей. Это источник доли реальности в вещах. Идея противопоставлена чувственным вещам, которым присуща изменчивость, смертность. Чувственный мир - это единство двух влияний: влияния идеи и влияния материи. Идея относится к вещам в нескольких отношениях. Во-первых, это порождающее отношение, во-вторых, причастное отношение, в-третьих, отношение подобия или отношение отображения.
Человек представляет собой объединение бессмертного начала (души), причастного миру идей, и материального (тела). Платон повторяет идеи Сократа о бессмертии души, ее посмертном существовании, а также развивает пифагорейское учение о переселении душ. При этом, после смерти очередного тела, с точки зрения Платона, душа обретает новое в зависимости от степени добродетельности человека при жизни. как у Сократа, тело рассматривается как темница души, ее бремя. Будучи отделенной от тела, душа поднимается в занебесную область и там созерцает вечные и неизменные идеи, то есть обретает истинное знание. Вселяясь в новое тело, отягощенная материей, душа забывает мир идей, его красоту. Познание чувственных вещей не может обеспечить истинного знания. Истинное знание, с точки зрения Платона, есть припоминание того, что душа созерцала, будучи отделенной от тела. Философ - это человек, который должен помочь вспомнить. Вещи чувственного мира являются толчком для такого припоминания.
Душа состоит из трех частей:
чувственная: самая низменная. Она приковывает к телу, стремится к чувственному;
яростная, или волевая;
разумная.
Низменная часть должна усмиряться высшей.
Основываясь на таком делении, Платон строит теорию государства. В основе его социальных представлений - идея о том, что каждый человек должен заниматься тем, к чему лежит его душа. Все люди рождаются неравными по физическим, умственным, психологическим и другим способностям. У каждого преобладает какая-то одна способность души. В зависимости от направленности развития души Платон разделил всех жителей идеально государства на три класса:
ремесленники, земледельцы, торговцы - с развитой чувственной частью;
воины - с развитой волевой частью;
мудрецы-философы. Они должны управлять государством.