12. августин блаженный Наиболее крупный представитель - Аврелий Августин (354 - 430). Считал, что только бог есть высшее бытие, истина, благо. Бог нематериален, он есть чистая форма. Он абсолютен, и совершенен. Во всем же тварном присутствует доля небытия. Это предопределяет несовершенство всего сущего в мире. Однако, Августин утверждал, что не бог является виновником мирового несовершенства и зла. Виновник - дьявол. Он, с точки зрения Августина, является “небытием, прикинувшимся бытием”. Все сотворенное смертно, временно, преходяще. Вся красота мира погибнет, а потому не следует искать бога и пытаться познать его через что-то внешнее. Бога и истину нужно искать в себе самом. Познание происходит только благодаря божественной благодати посредством веры. Августин развивал учение о предопределении и благодати. Человеческая судьба предопределена от бога. Его усилия не меняют того, что установлено богом. Только за истинную веру бог может ниспослать на человека благодать, даровав ему спасение и счастье. Августин критиковал учение аскета Пелагия (его современника), основной идеей которого была зависимость спасения человека только от его собственных нравственно-аскетических усилий (ересь пелагианства: отрицание перехода на каждого человека первородного греха; осуждена как ересь на Карфагенском соборе в 418 г). душа человека бестелесна и бессмертна. “Не выходи в мир, а возвращайся к самому себе. Внутри человека пребывает правда”. Истина - это бог, а человек - его подобие. Спасение человека состоит только в любви к богу, только в истинной вере. “Когда человек живет по другому человеку, а не по богу, онподобен дьяволу. Бога следует любить, вещи любить нельзя, ими можно только пользоваться.Августин - один из основателей христианской философии истории. Земному граду, то есть реальным государствам с их пороками и несправедливостью, Августин противопоставил Град божий, единое вселенское государство на основе единения вокруг христианской церкви. В XI - XII вв. складывается еще одно важнейшее направление в средневековой философии - схоластика. Ее подразделят на три важнейшие периода: ранняя схоластика (XI - XII вв.). Ансельм Кентерберийский,