14. Бэкон Философия Нового времени продолжает идеи мыслителей Возрождения о возможности объяснения мира из него самого, о необходимости опираться в теории познания на чувственность, на опыт, об идеальном государственном устройстве и т. д. Прогресс опытного знания, науки и техники требовал замены схоластического метода мышления новыми способами познания, обращенными к реальному миру. Родоначальником новой методологии был Френсис Бэкон. Он предложил опытный метод исследования с проверкой получаемых результатов опытным путем. «Новый органон» - главный его труд. Высшей целью познания Бэкон провозгласил познание природы, а также ее завоевание и с помощью этого – усовершенствование человеческой жизни. Бэкон утверждал, что знание составляет настоящую силу. Силой знание может быть только тогда, когда оно истинно и основывается на выяснении действительных причин происходящего. Чтобы стать таким, знание должно опираться на опыт. Два вида опыта у Бэкона: 1) плодоносный, его цель – принесение непосредственной пользы людям; 2)светоносные опыты, их цель – не непосредственная польза, а познание глубинных законов, плоды в перспективе.
Основным научным методом по Бэкону является индукция (лат. – наведение). Индукция соответствует эмпирическому методу научного мышления и дает необходимый учет опытных данных. При этом, по Бэкону, особое внимание нужно направлять на выявление тех фактов, которые опровергают обобщение, противоречат ему. Эти факты помогут отвергнуть ложные догматы научного мышления, будут способствовать выявлению новых гипотез и установлению истины. Пренебрежение такой негативной индукцией – это главный исток всех заблуждений, суеверий и предрассудков. Еще одним условием реформу знания является очищение знания от предрассудков, заблуждений, которые Бэкон называл идолами (призраками). Таких идолов несколько видов: 1) идолы рода. Они присущи человеку от рождения и наблюдаются у всех людей; 2) идолы пещеры. Это ошибки некоторых групп людей, социальные предрассудки; 3) идолы площади – ошибки вследствие общения, языковые ошибки; 4) идолы театра – заблуждения, возникающие в результате подчинения ума ошибочным воззрениям (схоластика).
Как утверждал Бэкон, в истории науки четко прослеживаются два метода исследования: 1) догматический. Работа начинается с общих положений и стремится вывести из них частные случаи. Догматик – это паук, который плетет свою паутину из самого себя. 2) эмпирический, который заключается в максимальном накоплении фактов. Эмпирик подобен муравью, который тащит в свой муравейник все, что попадается на пути. Истинный метод науки должен состоять в разумном сочетании первого и второго методов. Ученый должен перерабатывать разумом те материалы, которые доставляет опыт. Ученый – пчела, собирающая пыльцу и перерабатывающая ее в мед. Как считает Бэкон, до Нового времени открытия делались случайно, не методически. Их было бы больше, если бы ученые следовали опытному методу. Если говорить об опыте, то Бэкон подразумевает под ним эксперимент, т. е. намеренное активное испытание природы.
Бэкон разделил все науки в соответствии со способностями человека (память, воображение и рассудок). Памяти соответствует естественная и гражданская история. Все учения о развитии объектов – естественная история. Воображению – поэтические науки. Рассудку – философия, математика и естествознание.
В утопии «Новая Атлантида» Бэкон развил мысль о преобразовании всей производственной основы общества при помощи науки и техники. Наука должна играть роль в рационализации производства и развитии экономики. Однако, вместе с этим Бэкон не считал, что религиозная истина должна быть отвергнута. Она может существовать, но ее нельзя критиковать с позиций науки и подходить к ней с опытными научными методами.