понедельник, 14 января 2008
5. пифагор В 6 в. до н. э. В полисе Кротон возникает Пифагорейская школа. Во главе - Пифагор Самосский (выходец с острова Самос). Его последователи основали так называемый Пифагорейский союз, просуществовавший 80 лет. Это была закрытая закрытая организация, окруженная ореолом таинственности. Их учение было эзотерическим (то есть, не для всех). Члены школы подразделялись на акусматиков (“слушающих”) - не посвященных в таинства слушателей, дававших обет молчания и с испытательным сроком 5 лет, и математиков посвященных, ученых членов союза, постигших суть пифагорейского учения.
Для философии Пифагора свойственна абсолютизация числа, превращение математических идей в философские, нерасчлененность науки и философии интерес к проблемам бытия и космоса. Последний структурный элемент космоса усматривал в числе. В основе мира лежит гармония. С точки зрения Пифагора, гармония выражается в числах. Нет такой вещи, явления, которое нельзя было бы выразить и объяснить через число.
Функции чисел:
магическая - каждое число имеет определенную энергетическую силу, в нем заложены начала добра и зла.
физическая - у всякого числа есть телесный образ, который определяет свойства всех вещей. Земля состоит из кубов, огонь из пирамид, воздух из октаэдров, вода из икосаэдров и т. д.
геометрическая - число соответствует геометрической фигуре: единица - точке, двойка - прямой, тройка - плоскости, четверка - объемному телу.
Однако, пифагорейцы создали и гармоничную модель мира, попытавшись объяснить его многообразие. Первоэлемент мира - монада (“единица”). Она - полное единствво, отсутствие противоположностей. Но если бы была только монада, в мире не было бы множественности. За множественность ответственна двойка. Все числа имеют свойства либо множественности, либо целостности (чет и нечет). Единица - нейтральна, она объединяет в себе свойства чета и нечета. Четные и нечетные числа - две противоположности, образующие многообразие мира. Важнейшие числа - простые- единица, двойка, тройка, четверка. Они образуют в сумме десятку, этим числом обозначался космос. Десять - совершенное число, поэтому космических тел, с точки зрения пифагорейцев, было десять. В центре космоса - центральный огонь, вокруг которого вращаются небесные тела (Земля, Луна, Солнце, Венера, Марс и т. д.). десятым телом назывался Антихтон. Это тело было умозрительным. Ограничивает космос сфера звезд. За ней - бесконечность или пустота, которой “дышит” мир. Благодаря ей космос может сужаться или расширяться. Так как все существующее конструируется из чисел, то мир подчинен законам пропорций и гармонии. Соразмерность частей мира и есть гармония. Гармония небесных светил - это музыка небесных сфер. Пифагор считал, что душа человека бессмертна после тела может переселяться. Будущее существование души зависит от поведения в настоящей жизни. поэтому пифагорейцы уделяли большое внимание образу жизни (греч. - “диета”). С точки зрения Пифагора, человек должен был вести себя так, чтобы его душа очищалась, совершенствовалась. Знание правильного образа жизни - мудрость. Однако человек не может достичь мудрости. Она - удел богов. Человек молжет лишь к ней стремиться и любить ее. Философия - “любовь к мудрости”. Это слово принадлежит Пифагору. В пифагореизме мир гармоничен и оптимистичен.