13. фома аквинский Важнейшие проблемы, обсуждавшиеся в схоластике, - проблема доказательства бытия бога и проблема универсалий. Один из крупнейших представителей - Фома Аквинский (1225 - 1277). Вера и разум не являются противоречивыми. Разум может помочь вере. На разуме основывается философия, которая способствует пониманию догматов веры. Фома Аквинский разделил догматы на два вида: которые можно постичь разумом (бог существует, Христос был распят и пр.), и которые нельзя (догмат троицы, непорочное зачатие и пр.). последние могут быть только предметом веры. Разум перед ними бессилен, сталкивается с противоречием. Вера шире разума и сильнее его. Поэтому разум не может и не должен критиковать истинность веры. Вслед за Аристотелем, Фома Аквинский признает, что весь мир находится в движении и изменяется. Бог - абсолютное бытие и творец видимого мира. Бог - субстанция. Все остальное в мире исходит от бога и определяется им. Фома Аквинский строит лестницу совершенства в мире по мере возрастания самостоятельности, способности к действию, самодостаточности. Первая и низшая ступень - кауза формалис. На этой ступени существует форма как внешняя определенность вещи. Это неодушевленный мир. Вторая - кауза финалис - конечная причина, законченность формы, выраженная в жизни. Здесь существует внутренняя целесообразность, растительная душа (ступень соответствует растительному миру). Третья - кауза эффициенс - причина действующая. Здесь - то, что способно само производить действие (животный мир). Четвертая - кауза сепарата - отделенная форма. Здесь существует форма, не связанная с материей - человеческая душа. Стадия человека.Постигая мир, восходя в познании по лестнице совершенства, человек может приближаться к познанию бога. Фома Аквинский несколько реабилитирует процесс познания природы, так как в ней отражается божественный разум, всемогущество, благость. Фома доказывает существование бога посредством пяти аргументов: 1. через движение - у всего движущегося должен быть источник движения. Движение в мире в целом требует наличия перводвигателя. Это - бог. Чисто аристотелевская мысль. 2. через причину. Все существующее в мире имеет причину. У мира в целом должна быть причина, первоначало. Это - бог. 3. через необходимость. Бог - высшая необходимость всего. 4. через совершенство. Так как существует лестница совершенства, должно быть высшее совершенство, на основе которого эта лестница строится. Это - бог. 5. через цель. Все существующее в мире целесообразно, бог есть абсолютная цель существования мира в целом и человека. .