еще какой-то нахуй ослик... (с) Shiwasu
15. гоббс и Локк
Томас Гоббс («Философские элементы учения о гражданине», «Левиафан») представлял мир как совокупность тел и утверждал, что ничего бестелесного нет. Мышление нельзя отделять от материи, поскольку материя мыслит. Она является субъектом всех изменений, а сами изменения можно свести к механическим перемещению. Даже духовная жизнь слагается из ощущений и сводится к движениям и усилиям. Люди и животные – это механизмы, действия которых определяются внешними силами. Гоббс отрицал душу, а вера в Бога – продукт воображения.
Гоббс прославился своей теорией государства и общества. Он считал, что существовало естественное состояние, когда не было государства и общества. В естественном состоянии человек стремился к утверждению своих прав и реализации своих интересов. Поскольку эти интересы сталкивались, то естественное состояние является состоянием войны всех против всех. Помимо эгоистических начал есть такие, которые побуждают людей искать выход из пагубных состояний: 1) страх смерти и инстинкт самосохранения; 2) естественный разум как способность каждого рассуждать о позитивных и негативных результатах своих поступков. Страх дает импульс объединения, второе начало подсказывает людям, на каких условиях объединяться.
Предписания разума Гоббс называет естественными законами:
1) нужно стремиться к миру и следовать ему;
2) нужно отказываться от своих прав в той мере, в како этого требуют интересы мира;
3) люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения…
Есть еще 16 естественных законов.
Однако, по мнению Гоббса, естественный закон не обязателен по выполнению. Естественные законы обязывают индивида желать их осуществления, но не могут его заставить практически действовать. Необходима сила, способная ограничить произвол и решить, что является правом, а что – нет. Это – абсолютная власть государства. Гоббс выдвигает договорную историю государства.
Государство учреждается людьми для того, чтобы избавиться от незащищенности и угрозы насильственной смерти. По договору люди доверяют власть единому лицу. Государство – это лицо, использующее силу и средства всех людей так, как оно считает необходимым. Носитель государственной власти – суверен. Индивиды, заключив договор, отказались от части своей свободы в пользу суверена. В государстве нет права изменять форму правления, протестовать против решений суверена, освобождаться от власти суверена. Его власть не связана ни с естественными законами, ни с гражданскими. Государство гарантирует своим подданным свободу делать все то, что не запрещено законом. Право на восстание, если:
1. суверен запрещает защищаться от врагов;
2. заставляет подданных убивать и калечить себя.
Джон Локк обосновал принцип материалистического сенсуализма. Основой знания является чувство. Рационализм абсолютизирует роль разума. «»Опыт о человеческом разуме» и др. работы. Локк утверждал, что единственным источником идей может быть только опыт. Родившийся ребенок обладает чистым сознанием (tabula rasa). Идеи получаются посредством внутреннего и внешнего опыта. Внешний основан на ощущении, а внутренний на рефлексии. Посредством идей мы воспринимаем все качества людей: Первичные качества – те, которые принадлежат самим предметам и неотделимы от тела (протяженность, плотность, движение и число). Вторичные качества – это те, которые кажутся нам …, но на самом деле принадлежащие нам самим, а вещам способность вызывать их в нас (вкус, цвет, запах и т. д.).
Локк во многом следует за Гоббсом. Он так же утверждает, что есть разделение на естественное и гражданское состояние. Но положительно трактует естественное состояние. Это – царство свободы. Люди свободно распоряжаются своей личностью и собственностью однако недостаток естественного состояния, по мнению Локка, в том, что нет органов, которые могли бы решать споры между людьми и наказывать виновных. В целях обеспечения естественных прав, равенства и свободы люди договариваются образовать политическое сообщество, государство. Государство не должно посягать на естественные права человека (право на жизнь, здоровье, свободу и право иметь внешнее благо – деньги). Законы гражданские должны соответствовать естественным. Тот, кто обладает властью, должен повиноваться законам. Локк считал, что для поддержания свободы в государстве необходимо разделение властей. Принимать законы должен парламент, исполнять – кабинет министров.
Томас Гоббс («Философские элементы учения о гражданине», «Левиафан») представлял мир как совокупность тел и утверждал, что ничего бестелесного нет. Мышление нельзя отделять от материи, поскольку материя мыслит. Она является субъектом всех изменений, а сами изменения можно свести к механическим перемещению. Даже духовная жизнь слагается из ощущений и сводится к движениям и усилиям. Люди и животные – это механизмы, действия которых определяются внешними силами. Гоббс отрицал душу, а вера в Бога – продукт воображения.
Гоббс прославился своей теорией государства и общества. Он считал, что существовало естественное состояние, когда не было государства и общества. В естественном состоянии человек стремился к утверждению своих прав и реализации своих интересов. Поскольку эти интересы сталкивались, то естественное состояние является состоянием войны всех против всех. Помимо эгоистических начал есть такие, которые побуждают людей искать выход из пагубных состояний: 1) страх смерти и инстинкт самосохранения; 2) естественный разум как способность каждого рассуждать о позитивных и негативных результатах своих поступков. Страх дает импульс объединения, второе начало подсказывает людям, на каких условиях объединяться.
Предписания разума Гоббс называет естественными законами:
1) нужно стремиться к миру и следовать ему;
2) нужно отказываться от своих прав в той мере, в како этого требуют интересы мира;
3) люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения…
Есть еще 16 естественных законов.
Однако, по мнению Гоббса, естественный закон не обязателен по выполнению. Естественные законы обязывают индивида желать их осуществления, но не могут его заставить практически действовать. Необходима сила, способная ограничить произвол и решить, что является правом, а что – нет. Это – абсолютная власть государства. Гоббс выдвигает договорную историю государства.
Государство учреждается людьми для того, чтобы избавиться от незащищенности и угрозы насильственной смерти. По договору люди доверяют власть единому лицу. Государство – это лицо, использующее силу и средства всех людей так, как оно считает необходимым. Носитель государственной власти – суверен. Индивиды, заключив договор, отказались от части своей свободы в пользу суверена. В государстве нет права изменять форму правления, протестовать против решений суверена, освобождаться от власти суверена. Его власть не связана ни с естественными законами, ни с гражданскими. Государство гарантирует своим подданным свободу делать все то, что не запрещено законом. Право на восстание, если:
1. суверен запрещает защищаться от врагов;
2. заставляет подданных убивать и калечить себя.
Джон Локк обосновал принцип материалистического сенсуализма. Основой знания является чувство. Рационализм абсолютизирует роль разума. «»Опыт о человеческом разуме» и др. работы. Локк утверждал, что единственным источником идей может быть только опыт. Родившийся ребенок обладает чистым сознанием (tabula rasa). Идеи получаются посредством внутреннего и внешнего опыта. Внешний основан на ощущении, а внутренний на рефлексии. Посредством идей мы воспринимаем все качества людей: Первичные качества – те, которые принадлежат самим предметам и неотделимы от тела (протяженность, плотность, движение и число). Вторичные качества – это те, которые кажутся нам …, но на самом деле принадлежащие нам самим, а вещам способность вызывать их в нас (вкус, цвет, запах и т. д.).
Локк во многом следует за Гоббсом. Он так же утверждает, что есть разделение на естественное и гражданское состояние. Но положительно трактует естественное состояние. Это – царство свободы. Люди свободно распоряжаются своей личностью и собственностью однако недостаток естественного состояния, по мнению Локка, в том, что нет органов, которые могли бы решать споры между людьми и наказывать виновных. В целях обеспечения естественных прав, равенства и свободы люди договариваются образовать политическое сообщество, государство. Государство не должно посягать на естественные права человека (право на жизнь, здоровье, свободу и право иметь внешнее благо – деньги). Законы гражданские должны соответствовать естественным. Тот, кто обладает властью, должен повиноваться законам. Локк считал, что для поддержания свободы в государстве необходимо разделение властей. Принимать законы должен парламент, исполнять – кабинет министров.